Лечение желчекаменной болезни (ЖКБ)

Лечение желчнокаменной болезни и ее осложнений являются приоритетным направлением лечебной и научной деятельности нашего отделения и кафедры военно-морской хирургии. Наши сотрудники ведут научную деятельность по исследованию проблемы желчнокаменной болезни, а также по дифференциальной тактике лечения.

Желчнокаменная болезнь (ЖКБ, син. холелитиаз) – хроническое заболевание с генетической предрасположенностью, при котором наблюдается образование камней в желчных путях.

Факторы развития

Ожирение, метаболический синдром. Происходит увеличение секреции холестерина в желчь, снижение моторики желчного пузыря из-за снижения к пищеварительному гормону- холецистокинину.

• Сахарный диабет II типа
  • Похудание на фоне низкокалорийной, особенно очень низкокалорийной диеты (≤800 ккал в сутки
  • Прием препаратов эстрогенов
  • Снижение моторики желчного пузыря и образование билиарного сладжа
  • Голодание
  • Беременность
  • Высококалорийное питание с высоким содержанием углеводов.

Основные клинические проявления

Желчная колика -самое частое и характерное проявление ЖКБ. Причиной развития колики служит вклинение камня в шейку желчного пузыря или его попадание в пузырный проток или холедох. Чаще всего она развивается через 1-1.5 часа после употребления жирной, жареной пищи или непривычно большого объема пищи после длительного ограничения.

Боль часто сопровождается тошнотой, рвотой, горечью во рту, а также нарушениями стула.

Осложнение желчнокаменной болезни также может сопровождаться симптомами развивающейся механической желтухи ( желтушность кожного покрова, склер и слизистых, кожный зуб, лихорадка).

Диагностика

УЗИ печени и желчных путей (УЗИ) – метод выбора в диагностике ЖКБ в силу высокой чувствительности в выявлении камней ЖП, безопасности и широкой доступности.

Чрескожная чреспеченочная холангиография (ЧЧХГ) представляет собой альтернативный метод контрастирования билиарного дерева в случаях, когда другие способы (МР-ХПГ, ЭРХГ) не применимы.

Эндоскопическая ретроградная холангиография (ЭРХГ) – инвазивный метод, в процессе которого проводится канюлирование большого сосочка с контрастированием холедоха.

Магнитнорезонасная холангиопанкреатография (МР-ХПГ) обладает высокой диагностической ценностью в распознавании холедохолитиаза (порядка 90- 95%), однако камни размером <3 мм могут не обнаруживаться.

Эндоскопическое ультразвуковое исследование (эндоУЗИ) панкреато-билиарной зоны обладает даже несколько более высокой диагностической ценностью в распознавании холедохолитиаза (порядка 98%), чем МР-ХПГ, так как позволяет выявлять очень мелкие камни, сладж, стриктуры терминальной части холедоха.

Билиосцинтиграфия - радиоизотопное исследование с 99mTc меченными иминодиуксусными кислотами (HIDA, DIDA, DISIDA и др.) основана на быстром захвате из крови радиофармпрепарата, введенного в высокой концентрации, и его экскреции в желчь.

Ведущие сотрудники как нашего отделения, так и кафедры военно-морской хирургии осуществляют лечение желчнокаменной болезни.

Выполняются реконструктивные операции на желчных протоках.

Лапароскопическая холецистэктомия.

Выполняется чрежкожная чрезпеченочная холангиостомия (ЧЧХС).