Рак прямой кишки

Рак толстой кишки в особенности с выраженными признаками, развивающихся осложнений, является одним из важнейших направлений деятельности нашего отделения. На протяжении многих десятилетий ведущими сотрудниками нашего отделения и кафедрой военно-морской хирургии разрабатывались алгоритмы дифференциальной диагностики и лечения осложненного колоректального рака. Планирование тактики лечения и восстановления пациентов по программе Fast-track хирургии проводится совместно с ведущими сотрудниками Военно-медицинской академии и кафедры Военно-морской хирургии. Осуществляется планирование лечения в составе мультидисциплинарного консилиума врачей различных специальностей (хирургов, лучевых диагностов, химиотерапевтов, онкологов, патоморфологов) для достижения высокого результата лечения.

Рак прямой кишки – злокачественная опухоль, развивающаяся из клеток эпителия прямой кишки и локализующаяся в пределах 15 см от ануса при измерении ригидным ректоскопом.

Факторы риска

У 3–5 % пациентов, страдающих раком прямой кишки, развитие заболевания связано с наличием известных наследственных синдромов. Наиболее распространённые – синдром Линча, семейный аденоматоз толстой кишки и MutYH-ассоциированный полипоз.

У оставшихся пациентов рак ободочной и прямой кишки имеет спорадический характер. В качестве факторов риска развития данного заболевания рассматриваются: хронические воспалительные заболевания толстой кишки (например, язвенный колит, болезнь Крона),

• Табакокурение также приводит к поступлению в организм канцерогенов, приводящие к развитию онкологических заболеваний различной локализации.
  • Алкоголизм
  • Превалирование в рационе питания красного мяса
  • Наличие сахарного диабета
  • ожирение или повышенный индекс массы тела.

Основные жалобы у больных с раком прямой кишки

Чаще всего ранние стадии рака прямой кишки протекают без клинической симптоматики, что значительно затрудняет диагностирование и своевременное выявление злокачественного процесса. Со временем прогрессирование опухоли начинает проявляться разнообразными симптомами.

Самые распространенные проявления:

• нарушение дефекации (запоры или поносы),
  • кровотечение из заднего прохода,
  • примесь крови в кале,
  • анемия неясной этиологии,
  • Боль внизу живота,
  • Клинические проявления кишечной непроходимости ( вздутие живота, отсутствие стула и отхождения газов, тошнота и рвота).

По мере развития онкологического процесса усиливается выраженность общей симптоматики, включающей отсутствие аппетита, общую слабость, недомогание, потерю веса вплоть до кахексии.

Диагностика рака прямой кишки

В основе диагностики рака прямой лежит ряд лабораторно-инструментальных исследований, благодаря которым мы можем поставить точный диагноз:

Общий и биохимический анализы крови, которые отражают общее состояние пациента, а также проявление сопутствующих синдромов.

Лучевые методы исследования:

• Компьютерная томография позволяет установить размеры опухоли и вовлеченность соседних структур.
  • Магнитно-резонансная компьютерная томография также позволяет установить локализацию опухоли и состояние окружающих структур.
  • Видеоколоноскопия позволяет ответить на вопрос о локализации опухоли, ее размере и форме, а биопсия позволяет установить точный гистологический тип опухоли.

Планирование лечения пациента с раком толстой кишки в нашем отделении проводится в составе консилиума врачей совместно с ведущими сотрудниками кафедры военно-морской хирургии Военно-медицинской академии.

На ранней стадии (Т1-Т2) выполняется иссечение опухоли с последующим проведением химиотерапии и дальнейшим наблюдением пациента.

Опухоли на поздних стадиях (Т3-Т4) опухоли, сопровождающие собой развитие кишечной непроходимости и других осложнений, требуют выполнения лечебных мер, по их устранению и сохранению жизни.

В нашем отделении выполняются как открытые, так и лапароскопические вмешательства при опухолях прямой ободочной и прямой кишки любой сложности, в том числе местнораспространенные опухоли, а также осложненные перитонеальным карциноматозом.